Переход ФСС на прямые выплаты пособий состоится с 2022 года

Начиная с 2022 года все субъекты РФ будут использовать новый механизм выплат страхового обеспечения, согласно которому выплата пособий, в том числе по больничным листам, должна осуществляться по беззаявительному (проактивному) принципу на основании Федерального закона от № 126-ФЗ, принятого 30.04.2021.

Изменения в порядке выплат в первую очередь коснутся меры участия страхователя (работодателя) в процессе их назначения. Реализация механизма прямых выплат ФСС сведет до минимума непосредственное взаимодействие застрахованного с работодателем. Нововведения затронут порядок выплат пособий по временной нетрудоспособности, в т.ч. по причине:
профессионального заболевания
несчастного случая, произошедшего на производстве
беременности и родов.

Также по беззаявительному (проактивному) принципу будет осуществляться выплата следующих видов пособий:

  • ежемесячного пособия по уходу за ребёнком
  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности
  • единовременного пособия при рождении ребенка.

Для получения пособий и перечисления денежных средств застрахованное лицо должно иметь банковский счет, который можно указать:

  • в заявлении, поданном работодателю
  • с помощью федеральной почтовой связи (или другой организации на выбор застрахованного или его законного представителя)
  • в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Изменится порядок оформления больничных листов, а также процедура проверки полноты и достоверности сведений и документов, которые предоставляет работодатель с целью назначения и выплаты пособий.

replica collection that features the best rolex daytona 40mm masculino 116508bkso mostrador preto available on the market available online at low prices.brand new rolex ladies 26 mm datejust lady 178240 uses modern materials.

Несмотря на то, что участие страхователя в обозначенных выше процедурах будет минимальным, он по-прежнему выступает в роли единственного источника предоставления необходимой информации — к примеру, сведений о временном промежутке, в течение которого застрахованное лицо по причине заболевания (беременности, ухода за ребенком и пр.) было не в состоянии исполнять свои должностные обязанности.

Важно: оформление листков нетрудоспособности будет происходить исключительно в электронной форме, таким же образом должен осуществляться обмен информацией.

Работодатель обязан строго соблюдать срок передачи данных, который составляет не более трех рабочих дней с того момента, как застрахованное лицо предоставило закрытый листок о нетрудоспособности. Если прошло более 3-х дней с момента сдачи бюллетеня, на страхователя будут наложены санкции:

  • если поданы некорректные документы, недостоверные данные или сокрыты необходимые сведения, вследствие чего Фондом были переведены суммы, превышающие назначенные к выплате, работодатель компенсирует 20% от переплаченной Фондом суммы, но не менее 1000 руб.
  • если страхователь нарушает сроки подачи документов или отказывается их предоставить на проверку, на него налагается штраф в размере 5000 руб. и 200 руб. за каждый документ.

Фондом социального страхования для обмена юридически значимыми электронными документами была разработана и внедрена система Социального Электронного Документооборота (далее — СЭДО), благодаря которой работодатель получает возможность оперативно, грамотно и в полном объеме выслать необходимую информацию в ФСС.


Страхователь обязан не позднее 1 декабря 2021 года сообщить застрахованным лицам (работникам) о переходе на электронные листки нетрудоспособности и обеспечить бесперебойную работу СЭДО. Для начала работы с СЭДО необходимо включить нужную опцию в одной из бухгалтерских программ: СБИС, 1С, СКБ Контур, Парус, Такском и пр. Чтобы организация могла работать с СЭДО напрямую через 1С, необходимо наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).