Переход ФСС на прямые выплаты пособий состоится с 2022 года

Начиная с 2022 года все субъекты РФ будут использовать новый механизм выплат страхового обеспечения, согласно которому выплата пособий, в том числе по больничным листам, должна осуществляться по беззаявительному (проактивному) принципу на основании Федерального закона от № 126-ФЗ, принятого 30.04.2021.

Изменения в порядке выплат в первую очередь коснутся меры участия страхователя (работодателя) в процессе их назначения. Реализация механизма прямых выплат ФСС сведет до минимума непосредственное взаимодействие застрахованного с работодателем. Нововведения затронут порядок выплат пособий по временной нетрудоспособности, в т.ч. по причине:
профессионального заболевания
несчастного случая, произошедшего на производстве
беременности и родов.

Также по беззаявительному (проактивному) принципу будет осуществляться выплата следующих видов пособий:

  • ежемесячного пособия по уходу за ребёнком
  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности
  • единовременного пособия при рождении ребенка.

Для получения пособий и перечисления денежных средств застрахованное лицо должно иметь банковский счет, который можно указать:

  • в заявлении, поданном работодателю
  • с помощью федеральной почтовой связи (или другой организации на выбор застрахованного или его законного представителя)
  • в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Изменится порядок оформления больничных листов, а также процедура проверки полноты и достоверности сведений и документов, которые предоставляет работодатель с целью назначения и выплаты пособий.

Несмотря на то, что участие страхователя в обозначенных выше процедурах будет минимальным, он по-прежнему выступает в роли единственного источника предоставления необходимой информации — к примеру, сведений о временном промежутке, в течение которого застрахованное лицо по причине заболевания (беременности, ухода за ребенком и пр.) было не в состоянии исполнять свои должностные обязанности.

Важно: оформление листков нетрудоспособности будет происходить исключительно в электронной форме, таким же образом должен осуществляться обмен информацией.

Работодатель обязан строго соблюдать срок передачи данных, который составляет не более трех рабочих дней с того момента, как застрахованное лицо предоставило закрытый листок о нетрудоспособности. Если прошло более 3-х дней с момента сдачи бюллетеня, на страхователя будут наложены санкции:

  • если поданы некорректные документы, недостоверные данные или сокрыты необходимые сведения, вследствие чего Фондом были переведены суммы, превышающие назначенные к выплате, работодатель компенсирует 20% от переплаченной Фондом суммы, но не менее 1000 руб.
  • если страхователь нарушает сроки подачи документов или отказывается их предоставить на проверку, на него налагается штраф в размере 5000 руб. и 200 руб. за каждый документ.

Фондом социального страхования для обмена юридически значимыми электронными документами была разработана и внедрена система Социального Электронного Документооборота (далее — СЭДО), благодаря которой работодатель получает возможность оперативно, грамотно и в полном объеме выслать необходимую информацию в ФСС.


Страхователь обязан не позднее 1 декабря 2021 года сообщить застрахованным лицам (работникам) о переходе на электронные листки нетрудоспособности и обеспечить бесперебойную работу СЭДО. Для начала работы с СЭДО необходимо включить нужную опцию в одной из бухгалтерских программ: СБИС, 1С, СКБ Контур, Парус, Такском и пр. Чтобы организация могла работать с СЭДО напрямую через 1С, необходимо наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).