Налоговая переплата

Предприятия и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно и в полном размере производить налоговые выплаты. В некоторых случаях возникает переплата, и тогда в государственный бюджет перечисляются более значительные суммы, чем это нужно по закону. У плательщиков нет повода для беспокойства, потому что излишек, переведенный в счет налогов, можно вернуть в течение двух месяцев. Процедура возврата очень проста и не требует длительного стояния в очередях или необходимости доказывать свою правоту сотрудникам налоговых органов.

Как узнать о том, что произошла переплата?

Согласно действующему законодательству, налоговая служба обязана известить плательщика о том, что сумма налога превышена, не позднее чем через десять дней после того, как факт переплаты был установлен. Но человеческий фактор никто не отменял, и сотрудники налоговой могут не обратить внимания на допущенную ошибку. Следовательно, не нужно никому доверять финансы, и контроль за правильностью налоговых расчётов лучше вести самостоятельно или доверить аутсорсинговой компании с большим опытом.

Существует несколько способов проверить, верно ли выплачены налоги

  • Самостоятельные подсчеты. Данная мера не вызовет затруднений у предприятий, т.к. они ведут бухгалтерский учет и могут легко перепроверить все платежи, совершенные в течение отчетного периода. Сложнее придется предпринимателям, потому что они такой учёт не ведут, и для того, чтобы выявить факт переплаты, им понадобится изучить налоговую декларацию и сравнить свои выплаты с цифрами, приведенными в ней.
  • Обратиться в налоговую с просьбой о проведении совместной сверки. После того, как она будет окончена, на руки предпринимателю будет выдана таблица, в которой приведены все взносы и налоги. Знак «минус», стоящий рядом с итоговой суммой, говорит о том, что имеется задолженность. Знак «плюс» свидетельствует о том, что имелась переплата или была допущена переплата. При сдаче налоговой декларации сотрудники ФНС проверяют, покрывают ли общую сумму налога сделанные авансовые платежи. Переплату подтверждает положительная сумма после сдачи декларации.
  • Уточнить необходимую информацию на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика. Предпринимая такой шаг, необходимо помнить, что выгрузка с сайта не является официальным документом, поэтому в ситуации, когда будет выявлена переплата или задолженность, правильнее будет заказать в налоговой службе акт сверки.

Как поступить, если установлена переплата?

По желанию налогового субъекта переплату можно или вернуть, или зачесть в счет предстоящих платежей. Первый вариант допустим только в том случае, если отсутствуют задолженности по штрафам, есть невыплаченная пеня или недоимки. В ситуации, когда плательщик имеет долги перед государством, вся внесенная сверх необходимого сумма будет перечислена в счет погашения имеющегося долга. На расчетный счет предпринимателя или компании вернется только та сумма, которая останется после оплаты долга.

Как вернуть переплаченные деньги?

Для начала необходимо произвести расчёты с целью определения размера переплаты. Затем следует осуществить сверку и обратиться с соответствующим заявлением в территориальный налоговый орган. Заявление разрешено составлять в произвольной форме. Главное, чтобы оно содержало следующую информацию:

  • Наименование и адрес ФНС.
  • Юридический адрес, наименование и ИНН налогоплательщика;
  • Сведения о том, за какое время и по каким конкретно налогам была проведена сверка.
  • Дата составления заявления.
  • Указание относительно того, каким способом предпочтительнее получить готовый акт: почтовым отправлением или во время личного визита.

Порядок составления заявления на возврат

Чтобы грамотно составить заявление, необходимо ознакомиться с типовой формой КНД 1 150 058. Следует помнить, что для разных отчетных периодов и для разных налогов понадобятся отдельные заявления. Невозможно одновременно сделать запрос на возврат переплаты по НДС и НДФЛ, и для этого понадобится оформлять два заявления. Срок, в течение которого налоговый субъект может подать заявление, составляет 3 года со дня оплаты налога.
В некоторых случаях налоговая отказывает в возврате средств. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда срок обращения в суд пропущен. Срок давности обращения составляет три года с того момента, когда плательщик должен был узнать или узнал о нарушении своего права на получение переплаченных денег. Это может быть, к примеру, три года со дня подачи первичной декларации.

Порядок обращения в ФНС

Предприятия могут обратиться в налоговую службу по месту учета. Необходимо учитывать: если налогоплательщик числится в нескольких инспекциях, он должен обращаться за возвратом денег туда, куда была произведена оплата налога.
Индивидуальные предприниматели подают заявление по месту жительства. С собой необходимо взять паспорт и его копию. Если переплата произошла по причине допущенной в декларации ошибки, понадобится составить уточненную декларацию и приложить ее к заявлению.
По желанию предпринимателя заявление может быть подано одним из четырех способов:

  • Почтовое отправление ценным письмом с обязательной описью вложения, в котором содержится заявление на возврат переплаты.
  • Личный визит в налоговую службу с двумя экземплярами заявления. Одно из них отдается на руки предпринимателю, второе остается в налоговой. На экземпляре предпринимателя ставится отметка налогового инспектора. Данный документ является доказательством факта обращения в налоговую и может быть использован при необходимости обратиться в суд.
  • Пересылка с помощью личного кабинета налогоплательщика.
  • Использование телекоммуникационных каналов связи (к примеру, тех, с помощью которых сдаются отчеты в налоговую).

Порядок возврата средств на расчетный счет

В течение 10 дней (рабочих) налоговая служба должна принять решение по заявлению о возврате переплаченных денег на расчетный счет. 5 дней (рабочих) закон предусматривает для оповещения налогового субъекта о принятом решении. В общей сложности на все операции отводится 30 дней — именно столько времени понадобится, чтобы получить деньги.
Возврат может несколько затянуться, если заявления было подано на основании декларации. Согласно закону, средства возвращаются через месяц после окончания камеральной проверки декларации либо через три месяца, которые данная проверка может длиться.
В случае нарушений сроков налоговая служба выплачивает пени за каждый день просрочки. Проценты от невозвращенной суммы (на данный момент 7,5%) начисляются со дня после взыскания и по день, когда произошел фактический возврат.

Причины, по которым налоговая служба не возвращает деньги:

  • Сумма долга в адрес налоговой превышает сумму переплаты.
  • Факт переплаты не был подтвержден правильно оформленным актом сверки.
  • В налоговую не был подан полный пакет документов (или были допущены ошибки при их оформлении).

Как поступить, если налоговая заблокировала расчетный счет?

Необоснованный отказ можно обжаловать. Для этого необходимо обратиться в ту же налоговую, куда было подано заявление, но рассматривать дело и принимать решение будет вышестоящий налоговый орган. В случае отказа налоговый субъект вправе обратиться в суд. Важно знать: отказ должен быть обоснован и передан налогоплательщику в письменной форме. На оформление отказа отводится 5 дней (рабочих) с момента принятия решения.

Резюме

  • Налоговая должна сообщить о переплате не позднее чем через десять дней.
  • Узнать о факте переплаты можно в личном кабинете, сверки суммы с декларацией или сверки с налоговой.
  • Наличие долга перед налоговой — повод для невозвращения средств, которые могут быть зачислены в счет образовавшейся задолженности.
  • Для возврата переплаты составляется заявление в адрес налоговой. При правильном оформлении средства будут зачислены на расчетный счет в течение 30 дней (рабочих). При наличии корректировочной декларации возврат займет меньше времени.
  • ФНС может отказать в возврате, в таком случае можно обратиться за решением вопроса сначала в вышестоящий орган, а затем в суд.